Пункт №8 Лошади и индейцы
1. Появление лошадей у краснокожих
Предположение, что индейцы научились верховой езде, отловив одичавших лошадей, сегодняшними исследователями отвергается единогласно. Совершенно нереально, чтобы абсолютно неподготовленный человек смог справиться с неукрощенным конем. Более того, индейцы охотились на мустангов, как на дичь! Даже гораздо позднее, вполне освоив верховую езду, «краснокожие» очень редко пытались приручать мустангов. Лошадей в основном угоняли во время набегов или выменивали. И даже во времена расцвета индейской конной культуры более всего ценили лошадей уже объезженных.
Сегодня уже никто не поверит в теорию, что индейцы обладали особым даром, благодаря которому «с полщелчка» постигали премудрости иппологии и верховой езды.
2. Обычные и особые лошади
У индейцев существовало разделение лошадей на обычных и особых. В свою очередь, эти категории делились на четыре типа:
Лошади как валюта. Их ничему не учили и использовали как валютную единицу при различных торговых операциях или в качестве оценки благосостояния владельца. У богатых лошадьми команчей таких животных было большинство. Они ценились не очень высоко, так как их не использовали ни для перевозки грузов, ни для верховой езды. В голодное время именно они шли в пищу первыми, а шкуры использовали для производства различных изделий.
Вьючные и верховые лошади. Вьючные лошади использовались для перевозки грузов, людей или для охоты на мелкую дичь, которая была повседневным, рутинным делом, в отличие от охоты на бизонов, носившей сезонный характер и требовавшей специального обучения. Они паслись в основном табуне, и в случае необходимости их отлавливали, впрягали в волокуши или седлали. Оседланная лошадь выступала в роли транспортного средства, и в ее задачу входило покрыть некоторое расстояние, например, от лагеря до места охоты. Далее охотник спешивался, убивал дичь (лошадь в это время ждала в укрытии) и перевозил добычу в лагерь.
Охотничьи или «бизоньи» лошади. В XIX веке они составляли не более 10% от общей численности табунов. Их предпочитали беречь, поэтому по прерии индейцы передвигались верхом на обычных верховых лошадях, а бизоньих берегли для охоты, ведя в поводу. На ночь особо ценных животных привязывали к шесту у палатки хозяина. Шест располагался с восточной стороны (восток для индейцев считался священным направлением) у входа в типи (жилище индейцев). Конь при этом всегда находился под присмотром и под рукой. У некоторых племен туда же воин клал свое оружие перед походом и выставлял свой щит для того, чтобы его освещали лучи восходящего солнца. Шест находился не у самого входа, а на расстоянии от пяти до пятидесяти метров. При установке шеста сначала в земле выкапывали ямку. Затем с молитвами туда помещали камни цветов четырех направлений: каждый цвет к своей стороне. И только после этого устанавливали шест. Считалось, что он приносит здоровье лошади, а также здоровье и богатство ее хозяину. Убежавшая лошадь обязательно должна была вернуться к шесту, который ее «притягивал». К вершине шеста часто привязывали ожерелье из белых раковин, а иногда и белый конский волос. Церемонии здоровья и богатства проводились именно у таких шестов. Лишь в редких случаях «особые» лошади могли находиться на вольном выпасе, и тогда только голос хозяина мог оторвать их от родного полудикого табуна.
«Бизоньи пони» имелись практически у всех индейцев Равнин. Впрочем, охотничьи лошади использовались для охоты не только на бизонов, но и другую дичь, или для ловли мустангов. Как правило, они были обучены повадкам бизонов и другой дичи, различным аллюрам с менками ног, способам уклонения, преследования, загона и т.п. Как правило, таких лошадей не использовали в сражении и отношение к ним было совершенно иным, нежели к вьючным. Грубость и жесткость практически исключалась. Хорошо обученное животное ценилось чрезвычайно высоко. За бизонью лошадь владелец мог получить от двадцати до ста обычных лошадей!
Боевые лошади имелись далеко не у всех индейцев, и их можно выделить в особую касту. Как и охотничьи лошади, они содержались отдельно от табунов и воспитывались совсем по-другому. У индейцев Равнин есть огромное количество историй о боевых «пони» и конях-талисманах.
Разница с бизоньими состояла в том, что эти лошади считались обладателями особой силы, приносящей удачу в бою. Их обучали специальным трюкам, которые могли пригодиться во время сражения или преследования: ложиться, прятаться, прибегать на зов или убегать, бить ногами, кусаться, ложиться под всадником, уклоняться от ударов, поднимать и увозить раненого с поля боя, ловить всадника, потерявшего баланс и т.п. Подобные умения не раз спасали жизнь их хозяевам.
Такие лошади реагировали на малейшее движение хозяина, к ним обычно не применяли «железо», часто их растили вместе с конкретным человеком. Понятно, что за такого коня не жалко было отдать целый табун обычных лошадей. Похищение привязанных лошадей из неприятельского лагеря приносило высокую честь, кроме того, богатство мужчины теперь измерялось количеством лошадей. Когда молодой человек ухаживал за девушкой, он приносил в дар её отцу нескольких лошадей. Обычной платой было от пяти до двадцати «пони».
Отредактировано Adan Monroy (2010-08-27 05:16:05)